|
Меню раздела «МНТ»
Меню разделов
|
Меркулина И.А.
Управление маркетинговой деятельностью в системе обращения с отходами производства и потребления
Marketing activity management in the system of production and consumption waste management
УДК: |
338.4 |
Аннотация: |
Управление маркетинговой деятельностью является неотъемлемым элементом системы менеджмента любой организации, в том числе экологического менеджмента. В системе обращения с отходами производства и потребления, которая была сформирована в России в результате принятия экологоориентированного законодательства в сфере теории и практики обращения с отходами производства и потребления, существуют определенные пробелы в части реализации маркетинговых подходов. Проведен анализ концепций интегрированного маркетинга, применяемых предприятиями, работающими в сфере утилизации и обеззараживания отходов производства и потребления. В статье рассмотрены вопросы управления маркетинговой деятельностью при формировании и оптимизации системы обращения с отходами производства, при этом роль маркетинга определена как с позиции предприятия, осуществляющего переработку отходов, так и с позиции влияния на экологию страны, то есть формирования принципов и разработки механизма функционирования экологического маркетинга. Определена роль маркетинговой деятельности в уменьшении экологической нагрузки на общество, снижении затратной составляющей в общем цикле производства единицы продукции, полученной из переработанного сырья, оптимизации логистических подходов. Предложен механизм согласованного взаимодействия и формирования эффективных коммуникаций, в том числе информационного взаимодействия между основными объектами - участниками системы обращения с отходами производства и потребления. Обобщены основные направления развития европейского рынка услуг по обращению с отходами производства и потребления, в том числе построенные на определяемых маркетинговых концепциях. |
Ключевые слова: |
маркетинговая деятельность, маркетинговые исследования, отходы производства, отходы потребления, экологоориентированные подходы, природопользование, оценка качества, утилизация, обезвреживание, |
Abstracts: |
Management of marketing activities is an integral part of the management system of any organization, including environmental management. In the system of waste management of production and consumption, which was formed in Russia as a result of the adoption of environmentally-oriented legislation in the field of theory and practice of waste management of production and consumption, there are certain gaps in the implementation of marketing approaches. The analysis of integrated marketing concepts used by enterprises working in the field of utilization and disinfection of production and consumption wastes is carried out. The article deals with the management of marketing activities in the formation and optimization of the waste management system of production, the role of marketing is defined both from the perspective of the enterprise engaged in waste processing, and from the position of influence on the ecology of the country, that is, the formation of principles and development of the mechanism of functioning of environmental marketing. The role of marketing activities in reducing the environmental burden on society, reducing the cost component in the overall cycle of production of a unit of products derived from processed raw materials, optimization of logistics approaches is determined. The mechanism of coordinated interaction and formation of effective communications, including information interaction between the main objects-participants of the waste management system of production and consumption. The main directions of development of the European market of services in the treatment of production and consumption waste, including those based on defined marketing concepts, are summarized. |
Keywords: |
marketing activities, marketing research, industrial waste, consumer waste, environmentally oriented approaches, environmental management, quality assessment, disposal, disposal |
Авторы статьи:
МЕРКУЛИНА Ирина Анатольевна IAMerkulina@fa.ru |
доктор экономических наук, профессор, заместитель декана Факультета логистики, профессор кафедры «Экономика организации» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации |
Список литературы:
1. |
Албегова А.В., Гонопольский А.М., Марьев В.А., Петухова И.Ю. Анализ проблем управления российской системой обращения с отходами производства и потребления // Теоретическая и прикладная экология. 2015. №2. С. 47. |
2. |
Батарев Г.А., Гайдаш Н.М., Мальцев В.Н., Мальцев В.В. Отходы сельскохозяйственного производства - перспективный возобновляемый источник для производства энергии // Электрика. 2013. №8. С. 17-22. |
3. |
Бесфамильная Е.В., Бандурина И.П. Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления как социально-экономическая и экологическая необходимость // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2015. №4. С. 100-109. |
4. |
Бирюкова Е.В., Варнаков А.Н. Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Рязанской области // Вестник российского химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева: Гуманитарные и социально-экономические исследования. 2016. Т. 2. №VII. С. 93-100. |
5. |
Иванов И.Н. Основные направления перестройки организационной структуры предприятия на маркетинговую концепцию управления // Успехи современного естествознания. 2007. №11. С. 73-75. |
6. |
Изместьев В.С., Сысолятин А.В. Социально-экономическая сущность маркетингового позиционирования // В сборнике: Общество. Наука. Инновации (НПК-2017) сборник статей. Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция. Вятский государственный университет. 2017. С. 5328-5333 |
7. |
Калинин П.А. Утилизация отходов производства как маркетинговый компонент деятельности предприятия // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2014. №3 (11). С. 2-6. |
8. |
Каптюхин Р.В., Мхитарян С.В., Тультаев Т.А. Трансформация классификационной модели маркетинговых коммуникаций в интернет-пространстве // Бизнес. Образование. Право. 2014. №2 (27). С. 120-124. |
9. |
Карпова С.В., Касаев Б.С., Захаров И.С. Анализ маркетинговых инструментов территориального планирования // Управленческие науки. 2014. №3. С. 43-47 |
10. |
Колесник Г.В., Писарева А.В. Особенности управления предприятиями совместной частно-государственной формы собственности // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. №2 (92). С. 8-19. |
11. |
Лисин Д.А., Пономарев Ю.В. Управление маркетинговой стратегией компании // Управление и экономика в XXI веке. 2017. №1. С. 48-51. |
12. |
Меркулина И.А., Казакова А.В. Направления повышения эффективности малых и средних промышленных предприятий в условиях импортозамещения // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. №3-2 (57). С. 94-96. |
13. |
Меркулина И.А., Сафронова А.А. Особенности применения информационных технологий в маркетинговой деятельности предприятия // Транспортное дело России. 2014. №1. С. 30. |
14. |
Розанова Т.П., Стыцюк Р.Ю., Артемьева О.А. Роль и эффективность маркетингового управления на разных уровнях маркетинговой стратегии // Экономика и управление в машиностроении. 2016. №4. С. 47-50. |
15. |
Сейдуалин Д.А. Концепция «зеленого» маркетинга как экономическая выгода вторичной переработки отходов // Вестник университета Туран. 2018. №4 (80). С. 47-50. |
16. |
Шинкарев А.И. Реформа системы обращения с отходами производства и потребления в России // Отечественная юриспруденция. 2018. №5 (30). С. 32-37. |
17. |
Morozyuk Y.V., Sharkova A.V., Merkulina I.A., Vasilyeva O.N. Innovative aspects of development of the waste recycling industry in the new economic context: problems and prospects // Journal of Environmental Management and Tourism. 2017. Т. 8. №3 (19). С. 507-515. |
|
|
|